RSS

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

°C

Города и селения

В Ломоносовский обоз детей надо призывать, как в армию!

Концертом Северного русского народного хора в вельском Доме культуры завершилось "шествие" Ломоносовского обоза по Архангельской области в Москву.

В южной столице области к обозу присоединились десять школьников из Архангельска, Холмогорского района и Вельска: они "дойдут" вместе с обозом до самой Москвы.

За пять дней участников уникального историко-культурного проекта встречали и провожали в Архангельске и холмогорском селе Ломоносово, в Антониево-Сийском монастыре, Емецке, Двинском Березнике. Воскресным утром ломоносовцы стали гостями Шенкурска, к вечеру прибыли в Вельск.

Организовали движение обоза по районам области региональное министерство по делам молодежи, спорту и туризму, областное министерство образования, науки и культуры, администрации Холмогорского, Виноградовского, Шенкурского и Вельского муниципальных образований.

Вчера обоз пересек границу земли Поморской и Вологодской, сделав остановку у ломоносовской версты в селе Верховажье.

"Мы так раньше на первомайскую демонстрацию ходили", - признается мне коренная шенкурянка, ветеран труда Елена Феоктистовна Брагина. Вместе с учениками Шенкурской средней школы Ксюшей Фадеевой, Еленой Гашевой, Гоарик Агажанян, под ручку с ребятами из Ломоносовской школы столицы Елена Феоктистовна идет за обозом по центральным улочкам Шенкурска. Сани - настоящие! Как рассказал директор Ломоносовской школы Вячеслав Жданов, их подарили участникам обоза жители Курострова, родины Михаила Васильевича.

В обозе сани путешествуют на персональном транспорте - в автомобильном прицепе. В каждом селе их наполняют пряничной "рыбой", испеченной в столичной ломоносовской школе по старинным поморским рецептам. "Морожену рыбу" архангельская ребятня уплетала "не отходя от кассы" - рядом с санями. Вместе с нею школьники Поморья получали в подарок футболки, значки, ручки, выпущенные к юбилею ученого, книжки о великом земляке. Воспитанники ломоносовской школы вручали сверстникам мозаику и картины собственного сочинения, бюсты Ломоносова.

Хлебосольные поморы в долгу не оставались: московские участники проекта открыли для себя шенкурские шаньги и емецкие пироги с клюквой, в Двинском Березнике - хороводные игры, в Емецке увидели скелет огромной писаховской щуки, поселившейся в филиале Ломоносовского музея. Открытием стало то, что север - один, а люди и города в нем - разные.

Отличаются песни, еда, традиции... К примеру, в Емецке во времена Ломоносова существовал уникальнейший праздник - выставка невест, во время которой поморские парни выбирали себе спутниц жизни, чтобы позже заслать к девицам сватов.

Поразительно также то, что Ломоносов в каждом уголке Поморья - свой! Шенкурская ребятня изучает его по картине "Ломоносов по дороге через Шенкурск в Москву", а также по другим работам местного художника Михаила Кичина. Емецкие школьники знают другого Мишу - "Юношу Ломоносова на пути в Москву" кисти известного российского художника Николая Кислякова, родившегося в Емецке.

Кстати, точных исторических данных о приключениях Ломоносова с обозом не существует, зато остались легенды. Главная из них связана с тулупом (или полукафтаньем), заложенным Михайло в Емецке.

Сотрудники емецкого филиала Ломоносовского музея Ольга Томашевская и Елена Спирина рассказывают, что полукафтанье это было отдано Михаилу его дядей, служившим в монастыре. В деньгах Иван Дорофеевич племяшу отказал, но тулуп не пожалел.

На средства, вырученные от "реализации" оного, будущая звезда российской науки отобедала в емецком трактире.

Распространенную легенду откорректировали в Антониево-Сийском монастыре: дядя, монастырский стряпчий, якобы не отдавал Михайло тулуп и не благословлял его путь в Москву.

Иван Дорофеевич не мог этого сделать по простой причине - у Ломоносова не было отцовского благословения на учебу. Получается, великий ученый тулуп...

взял без спроса? Если даже и так - без этой "кражи" до Москвы он мог бы не дойти...

Из самого знаменитого в стране тулупа проистекают еще два мифа о Ломоносове, "подобранные" нами по дороге в Москву. Согласно одному из них вырученные деньги Михайло в емецком трактире пропил. Вопрос: разве смог бы Ломоносов одолеть сложнейший путь, пропивая кафтаны? Второй миф рассказывает о том, что тулуп великого ученого до середины XIX века хранился в ведомстве архангельского губернатора, после чего пропал бесследно. Сложно поверить, что заложенный неизвестным парнем тулуп дожил в целости и сохранности до восхождения его ученой звезды... А вдруг? Раскрыть малоизвестные страницы биографии Ломоносова предстоит его юным землякам-поморам, "шедшим" с обозом. Саша Носницына, Настя Ляпс, Ксюша Черкасова, Маша Калиниченко и еще 24 воспитанника Архангельской школы соловецких юнг 23 сентября впервые "прочитали" малоизвестную главу биографии ученого в Антониево-Сийском монастыре.

До этого дня большинство ребят не только никогда не были во втором на Севере (после Соловецкого) монастыре, но даже... не слышали о его существовании! Как и о многих других живых "учебниках" истории Поморья...

Надо было видеть распахнутые от восторга глаза шестиклассницы Маши Вершининой: "А мы сюда еще вернемся?" В связи с этим у меня предложение: в Ломоносовский обоз каждого архангельского мальчика и девочку призывать, как в армию! В обязательном порядке, начиная с семивосьми лет. Иначе "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов" земле Поморской снова не родить....

Татьяна Сухановская
27/09/2011

Источник: АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА "Правда Севера"