RSS

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

°C

Города и селения

История

Первое летописное упоминание под 1584 годом.

В 1613 году архангельские стрельцы и холмогорские ратники отражают нападение поляков и литовцев. В 1693 году Пётр I собственноручно закладывает здесь торговый морской корабль «Святой Павел» и ставит Новодвинскую крепость. В 1701 году крепость отражает нападение шведской эскадры.

С 1708 года Архангельск становится губернским городом.

 

г. Архангельск, Вид на набережную с р. Северной Двины. 1826 г.

Своим возникновением и развитием Архангельск обязан становлению с середины XVI века торговых отношений России со странами Западной Европы и поиску северного морского пути через Белое море. Чтобы сосредоточить торговлю и грузовые операции в одном месте, новый город решили основать на Пурнаволоке у Михайло-Архангельского монастыря. Летопись рассказывает: «В лето 7092-е (1584) приехали с Москвы воеводы Пётр Афанасьевич Нащокин да Залешанин Микифоров сын Волохов и Архангельский город деревянный поставили одним городом на Пурнаволоке над Двиною рекою за тридцать вёрст от устья тоя Двины реки. А поставили город круг Архангельского монастыря и съехали к Москве. И после того присланы на Двину приказные люди дети боярские». Новый город, ставший единственным в то время морским портом России, вначале был назван Новым Холмогорским городом (Новохолмогорами) но жители стали называть его по монастырю Архангельским городом. 

Поставленный вокруг монастыря деревянный город-острог был поначалу очень невелик. Защищали его рублёные двойные стены, засыпанные внутри землёй и камнем. На стенах и семи башнях расположили пушки и пищали. Рос город быстро. Спустя три года сюда перевели всю торговлю с иностранцами из устья Северной Двины. К 1613 году в городе стоял монастырь, две церкви, воеводский двор, съезжая изба, тюрьма, хлебные магазины и около сотни жилых домов. К стенам города с северной стороны примыкали большие деревянные гостиные дворы, русские и иноземные, и многочисленные торговые лавки. В южной стороне расположились слободы служилого населения, стрельцов и пушкарей, таможня и амбары торговых людей. В том же году новый город административно отделили от Холмогор, в его порту организовали первую в стране лоцманскую службу и за городом закрепили название Архангельск.

 

В 1613 году отсюда на защиту Холмогор от поляков и литовцев, прорвавшихся на север после разгрома под Москвой, были отправлены двести стрельцов гарнизона города, а с ними «пушки и пороховое зелье».

 

Архангельск является важным торговым городом и, насколько мне известно, нигде ещё не описан, то я немногими словами упомяну и о нём.

На картах, как и в атласе, называется этот город св. Михаилом Архангелом, но русские называют его обыкновенно Архангельском. Он лежит далеко на севере в земле Двинской, на реке Двине, а именно на том её месте, где река разделяется, течёт мимо острова Пудожемского и впадает в Белое море.

Город и гавань его нестары, так как раньше суда входили в левый рукав Двины у монастыря св. Николая, отчего гавань и называлась гаванью Св. Николая. Так как, однако, от наносных песков это устье стало слишком мелким, а правый рукав глубже, то воспользовались правым рукавом и на нём построили город.

Как говорят, сам по себе город невелик, но он славится из-за многочисленных купцов и заморской торговли. Ежегодно приезжают сюда голландские, английские и гамбургские суда с различными товарами. В то же самое время собираются в путь купцы по всей стране, особенно немцы из Москвы, а зимою со своим товаром на санях они вновь возвращаются отсюда домой.

А. Олеарий «Описание путешествия в Московию»

 

Архангельские стрельцы вместе с холмогорскими ратниками отразили нашествие неприятеля, захватив в бою три знамени. Штурмовать сам Архангельск враги не посмели и, как отмечает летопись, «пробежали мимо».

 

В течение всего XVII века Архангельск являлся центром торговли с иностранными государствами. Из всех европейских государств вели к нему морские дороги. Иностранные купцы везли амстердамский атлас, венецианский бархат, лондонское сукно, данцигские одеяла, стеклянную посуду и другие предметы роскоши. Вывозили лён, пеньку, канаты из которой считались лучшими в мире, сало, воск, мачтовый лес. торговое значение Архангельска выросло очень быстро. Из всей суммы таможенных сборов по России в 100.000 рублей в год Архангельск давал казне 60.000 рублей. Теснота и скученность построек в деревянном городе становились причиной частых больших пожаров, от которых государева казна и купечество несли убытки. Поэтому с середины столетия в Архангельске специальным правительственным указом строят только каменные гостиные дворы, возведение которых завершается к 1684 году.

 

Начало развитию судостроения в Архангельске положил Пётр I, трижды приезжавший в город. Первый раз он приехал в Архангельск в 1693 году. Свыше двух месяцев царь прожил в Архангельске, знакомясь с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей: тогда в город ежегодно приходило до сорока торговых судов. В том же году на острове Соломбала началось возведение первой в России государственной судостроительной верфи. Уже в сентябре Пётр I собственноручно заложил здесь торговый морской корабль «Святой Павел», положив начало государственному судостроению в России. Для защиты города с моря указом царя возведена Новодвинская крепость, которая 25 июня 1701 года приняла первый бой со шведской эскадрой. Бой стал первой победой русского оружия над шведами. Экономическому росту Архангельска способствовали введённые Петром I «царские торги»: монопольная торговля с отправкой товаров за границу на собственных судах. Число судов, приходивших в порт, сразу резко увеличилось, и к 1716 году в порт Архангельска их заходило более 200.

 

В 1702 году Архангельск стал административным центром края. Губернской реформой 1708 года в числе восьми губерний России была образована Архангелогородская губерния. Архангельск сделался губернским городом.

 

С основанием Петербурга всё внимание властей обратилось к новой столице.

 

Постепенно Петербургский порт отнял у Архангельска почти всю отпускную торговлю. В 1722 году император издал указ о привозе в Архангельск только такое количество товаров, которое необходимо для нужд жителей края. Этот указ очень ослабил отпускную архангельскую торговлю.

 

В 30-е годы того же, XVIII века Архангельск становится военным портом. Возобновила работу корабельная верфь в Соломбале. За 130 лет, с 1733 по 1862 год, на ней было выстроено 481 судно.

 

Половец

 

Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит он;

В роковом его просторе

Много бед погребено.

 

Смело братья!  ветром полный

Парус мой направил я:

Полетит на скользки волны

Быстрокрылая ладья!

 

Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней,

Будет буря: мы поспорим

И помужествуем с ней!

 

Там за далью непогоды

Есть блаженная страна;

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина.

 

Но туда выносят волны

Только сильного душой!..

Смело братья, бурей полный,

Прям и крепок парус мой.

Н. Языков  

Н. ЯзыковС началом царствования Екатерины II Архангельск вновь начал возраждаться как крупный торговый порт. В 1762 году указом императрицы город уравняли в торговых правах со столицей. В Архангельск позволялся свободный «всяких товаров привоз и отвоз... с равною против Санкт-Петербургского и прочих портов... пошлиною». Отмена ограничений в торговле заметно оживила и быт горожан. Архангельск больше, чем другие города, соприкасался с западноевропейской культурой, ведя торговые дела с иноземцами. В городе существовали частные школы, где вместе с прочими предметами преподавался иностранный язык.

В конце XVIII века купечество Архангельска обратилось с ходатайством об открытии в городе гимназии для «нужд коммерции», требовавшей «просвещённых негоциантов». В начале XIX века в Архангельске создаётся ряд новых учебных заведений, а ранее существовавшие реорганизуются. Здесь же открывается первое в провинции научное историческое общество и старейший в России краеведческий музей, начинается книжная торговля, даже образуется своя масонская ложа. В Архангельске существовало Общество трезвости, которое своей деятельностью с помощью культурно-просветительной работы пыталось «противодействовать чрезмерному употреблению спиртных напитков».

 

До середины XIX века Архангельск считался одним из первоклассных торговых портов России. Однако затем вновь начинается период упадка, одной из причин которого стало обмеление Северной Двины, главного пути подвоза товаров. Удобное сообщение с центральными областями нарушилось. Лишь в 1898 году, когда город через Вологду был связан железной дорогой с Москвой, Архангельску удалось вернуть некоторую долю прежнего торгового значения. Он делается важнейшим в стране лесопромышленным и лесоэкспортным центром. В 1914 году в городе работали 26 лесопильных заводов с общим числом рабочих 11 тысяч.

 

В годы Первой мировой войны Архангельск оказался единственным северным портом, через который осуществлялись контакты России с союзниками, производилось военное снабжение, в частности в огромном количестве ввозилось оружие.

 

Под Архангельском в Холмогорах в семье рыбака родился и вырос великий русский учёный, основатель Петербургского университета М.В. Ломоносова.

 

Архангельск по праву называют воротами в Арктику. На протяжении многих веков во всех направлениях, во все страны мира уходили суда из Архангельского морского порта.

 

Отсюда отправлялись на Север, в арктические моря, отважные поморы на промысел морского зверя и лов рыбы. Именно они открыли острова Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Грумант (Шпицберген).

 

В Архангельске снаряжали и провожали в далёкий путь экспедиции А. Лазарева, В. Русанова, А Сибирякова, Г. Седова. Здесь для изучения северных морей было сооружено первое научное судно «Персей».

 

Город мой, родина моя, ты дверь, ты ворота в неведомые полярные страны. В Архангельск съезжаются, в Архангельске снаряжаются учёные испытывать и узнавать глубины и дали Северного океана. От архангельских пристаней беспрестанно отплывают корабли во все стороны света. На запад — в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Англию и Америку, на север — к Новой Земле, на Шпицберген, на Землю Франца-Иосифа.

..."Архангельский город всему морю ворот».

...Архангельск стоит на высоком наволоке, смотрит лицом на морские острова. Двина под городом широка и глубока — океанские трёхтрубные пароходы ходят взад и вперёд, поворачиваются и причаливают к пристаням без всякой кручины.

С восточной стороны легли до города великие мхи. Там у города речки: Юрос, Уйма, Курья, Кузнечиха.

В подосень, да и во всякое время у города парусных судов не сосчитать. Одни к пристаням идут, другие стоят, якоря бросив на фарватере, третьи, отворив паруса, побежали на широкое студёное раздолье. У рынков, у торговых пристаней рядами покачиваются шхуны с рыбой. Безостановочно снуют между городом и деревнями пассажирские пароходники. Степенно, на парусах или на вёслах летят острогрудые двинские карбаса.

Б. Шеринг

«Гандвик — студёное море»